В библиотеку

ПРОФЕССИОНАЛЫ - О ПРОФЕССИИ


На нашем сайте публикуются самые интересные статьи из журнала "Журналистика и медиарынок"
Читать статьи...










СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКИХ СМИ

СМИ постоянно обращаются к освещению существующих в обществе социальных проблем. Одной из них является проблема наркомании и наркоторговли, актуальность которой для современной России определяется многими факторами.

Только по официальной статистике в стране насчитывается до 4 млн. людей, употребляющих наркотические вещества, причем около 70% из них – молодые люди в возрасте до 25 лет. Смертность от потребления наркотиков возросла в стране в 12 раз, а среди подростков – в 40 раз; 16% школьников России периодически употребляют наркотики, а 7,9% (около 900 тыс.чел.) делают это ежедневно. Согласно подсчетам экспертов, если ситуация с распространением наркотиков не будет взята под контроль государством, то к 2014 году в России будет от 30 до 35 млн. наркоманов. По данным министерства здравоохранения Нижегородской области количество лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ, состоящих на учете в наркологической службе, по состоянию на 1 января 2004 г. составляет 114 тысяч 589 человек. Всего за употребление наркотических средств на учете состоит 6 тыс. 15 человек, в том числе жителей г.Н.Новгорода – 4 тыс. 226, области – 1 тыс. 789 человек.

Сложность проблемы наркомании, неоднозначность и неопределенность подходов к ее решению предоставляет прессе возможность многоаспектного ее освещения.

Некоторые журналисты выбирают путь, связанный с критикой власти, неспособной, по их мнению, воспрепятствовать распространению наркотиков в нашей стране. В наибольшей степени данный подход очевиден в том случае, когда проблему наркоторговли связывают с деятельностью этнической преступности. Подчас желание журналиста найти сочувственный отклик в сердцах читателей, эмоционально осветить проблему толкает его к тому, что он переходит границу «языка вражды» и начинает выстраивать эмоционально-негативный ряд по отношению к представителям определенных национальностей.

В наибольшей степени неоднозначные высказывания, относимые к «языку вражды», журналисты, освещающие проблему наркомании, используют по отношению к цыганам.

Негативное отношение к цыганам в российских СМИ – явление обыденное, об этом свидетельствуют результаты мониторинга, опубликованные в книге «Язык мой…Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ»1. Цыгане, согласно его итогам, стоят на втором месте по обвинениям в криминале.

Подобный анализ указанного стереотипа в отношении цыган представлен и в книге «Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости». В данном исследовании указывается, что «наиболее негативное отношение русских респондентов выявлено по отношению к цыганам. Так, они имели негативные оценки сразу по трем факторам и характеризовались как малозатронутые цивилизацией, остаточно конфликтные (чужие) и не слишком смелые» 2.

Все указанные стереотипы находят отражение на страницах СМИ. Уже сами заголовки свидетельствуют о наличии элементов «языка вражды», связанных с созданием негативного образа этнической группы («Цыганский миф», «Решетки толстые мне суждены…», «Гадалки на охоте», «Цыганское ожерелье»; «Табор уходит в СИЗО…Но медленно» («Досье 02 – областной еженедельник», Пермь), «Цыганский транзит» («Народная газета», Ульяновск). В заголовках, помимо цыган, отражено нетерпимое отношение и к представителям других национальностей: «Героиновый транзит по спецпропускам. Для перевозки наркотиков азербайджанцы нашли подполковника из Нижегородского СИЗО» («Ленинская смена+»), «Наркодилеры-International. Около месяца просуществовала на территории области организованная группа наркосбытчиков, состоявшая из таджика, татарина и чуваша» («Народная газета», Ульяновск), «Пьющий русский не уколется?» («Ленинская правда, Нижнекамск). В статье «Героин оптом и в розницу» («Народная газета», Ульяновск) специально подчеркивается, что «им пытались наводнить нашу область выходцы из Таджикистана». Правда, по ходу статьи читатель может заметить, что упоминание национальности «таджик» никак не может относиться к ее главному герою «Василию М. и его сожительнице Алене». Авторы многих публикаций, посвященный проблеме наркомании, постоянно подчеркивают «природную» склонность цыган к криминальным действиям. Упоминание данной национальности в контексте проблемы наркомании практически стало стереотипом, что можно увидеть, например, в публикации «Цыганский транзит» («Народная газета», г. Ульяновск): «Познакомимся с цыганкой…»; причем как человеку «родных кровей…пообещала очень выгодные условия», «цыганский героин»).

Подобные высказывания подкрепляются подбором фактов, повествующих о нравах, которые царят в цыганских семьях. Их журналист называет «примитивными», «первобытными» (кровная месть, рабство, угнетение женщины). Одновременно он выстраивает противопоставление «они» («чужие» (цыгане) и «мы» (русские): «Мы для них прежде всего «гайджо», чужие. А он – «ром», что в переводе с цыганского означает «человек». «Гайджо» цыгане за людей не считают…»; «Своих сдают цыгане редко, чужих – с охотой и абсолютно без всякого зазрения совести: гайджо рому не жаль; «…охотно давали показания на своих славянских подельников». В развитие антитезы «свои»/ «чужие» в публикациях приводятся факты (без указания конкретных источников) «патриархального» рабства: бомжи, работающие на цыган в качестве «домашней скотины», сексуальные рабыни, «девки-наркоманки», обслуживающие «неженатых цыганят». При этом «свои» подаются изначально в роли жертвы (хотя автор и не говорит открыто, читатель вполне догадывается, что и бомжи, и «девки-наркоманки» скорее всего – русские).

В конечном итоге автор делает вывод о том, что цыгане представляют опасность: «…эти люди сейчас – постоянная угроза самому существованию России». Возможно, не желая того, он конструирует этнические идеи, подчеркивающие вред «своим» со стороны «чужих». Нагнетание подобных настроений и посредством прямых высказываний, и путем создания криминального образа народа, представители которого внушают ужас своим «жертвам», подводит читателя к логичному выводу: разрешение проблемы наркоторговли напрямую зависит от борьбы с «цыганским» фактором.

Справедливым представляется мнение проф. Г.Н.Горшенкова: «Часто субъекту массовой информации не удается избежать ошибок и соблюсти принцип «не навреди» в тех ситуациях, которые складываются в связи с решением субъекта подвергнуть то или иное правовое явление критике. Безусловно, критика как «обсуждение, разбор чего-нибудь с целью внести оценку является одним из распространенных и эффективных методов массовой коммуникации, в частности, в воздействии на субъектов системы правоохранительных органов, от которых во многом зависит характер уголовной политики и в целом состояние криминологической ситуации»3

Неоднозначную оценку журналистов вызывают некоторые положения существующего законодательства, связанные с пресечением наркоторговли. В частности, критические замечания присутствуют в публикациях относительно ст. 228 – 231 УК РФ. Например, автор статьи «Преступление и наказание» («Краснокамская звезда»), комментируя один приговор, пишет: «Так как Жанна продала героиновую смесь дозами по 2,5 грамма (меньше, чем преследуется законом – Л.М.), то суд потребовал, чтобы из смеси выделили один героин, и выяснилось, что его не более 0,2 грамма! Все остальное – мука, крахмал и сахарная пудра! Наркоманам впору обращаться за защитой прав потребителей».

Описывая сходный случай, журналист газеты «Досье 02» (Пермь) в статье «Жалея одних, позволяем губить других» утверждает, что понятие «смягчающие вину обстоятельства» не должно покрывать преступление, если даже речь идет о предоставлении отсрочки приговора в связи с несовершеннолетием детей: «Но почему его (суд – Л.М.) нисколько не волнует, что пока они растут, их мамы привадят к наркотикам десятки, если не сотни детей из других семей». Подобные высказывания являются отражением идущей в обществе дискуссии на тему: чем считать наркоманию – преступлением или болезнью? Она присутствует во многих публикациях, посвященных проблемам наркомании, в связи с оценкой ее жертв. Одни журналисты критически относятся к оценке интерпретации наркомании как болезни (И.Грач «Хроника одного рейда. Экспертиза. Личности». Жизнь на игле. Групповой портрет в интерьере// «Нижегородская правда»): «…любому нарику присуще: абсолютно нет у них никакой, даже на «низовом», если можно так выразиться, уровне порядочности. Цель его жизни – доза. За дозу он готов продать и мать, и отца, и товарищей». Другие журналисты не столь критичны в своих оценках, во многих публикациях больше звучит не мотив осуждения, а сожаление о погубленной жизни, разбитых судьбах детей и родителей, ставших жертвами наркомании («Чужой беды не бывает, или…»// «Краснокамская звезда»; «Жизнь – не сказка», «Желтые розы для сына»// автор – Е.Сабакаева, «Ленинская правда», г. Нижнекамск).

Следует заметить, что журналисты, серьезно занимающиеся проблемой наркомании (об этом свидетельствует уровень и количество публикаций), в конечном итоге делают акцент на нравственной стороне вопроса. О деградации духовных ценностей в российском обществе свидетельствует тот факт, что все больше втягивается в наркобизнес людей, не имеющих криминального прошлого, в том числе отцы и матери семейств, оправдывающие себя стремлением «прокормить детей» («История «героинового» таксиста» // «Новый вариант», г.Киров).

В статье «Героин превращали в запчасти» («Самарские известия» 25.01.05) говорится: «Ранее наркоделец никогда не привлекался к уголовной ответственности. Более того, он характеризовался как весьма положительный человек. Примерный муж и отец двоих детей. На самом же деле мужчина входил в состав цыганской организованной преступной группировки, поставляющей наркотики в Самарскую область».

Нельзя не согласиться с мнением нижегородского журналиста И.Грача, который, характеризуя приговор, вынесенный «абсолютно нормальным людям» по делу о наркоторговле в статье «Прежде такого не было» делает следующий вывод: «Получается, что в их сознании торговля наркотиками совместима со статусом приличного человека!…И если такие люди, как они, не считают для себя зазорным заниматься наркоторговлей – это значит, что последняя, так сказать, «пошла в народ». Значит, общество смертельно больно, и болезнь прогрессирует бешеными темпами. Как ее лечить - Богу известно» («Нижегородская правда»).

Характеризуя в целом роль СМИ в освещении проблемы наркомании и наркоторговли, следует отметить как негативные, так и позитивные примеры. Некоторые СМИ излишне легкомысленно относятся к данной проблеме, позволяя себе публикации вроде статьи «Антимарихуана»//МК в Саратове, по факту которой ГУ ФСНК по ПФО обратилось в Совет по информационным спорам в Нижегородской области. Хотя проведенная экспертами Совета экспертиза не подтвердила рекламный характер материала, сам факт заставляет задуматься о многом. Нельзя не отметить упоминание о наркомании в развлекательном контексте в программах НТВ, ТНТ, рассчитанных в основном на молодую аудиторию. Например, практически в каждом выпуске юмористического шоу «Комеди-клаб» (ТНТ) присутствуют весьма недвусмысленные намеки на «кайф», «траву», «герыч», «драгдиллерство» и др.

Вместе с тем, нельзя не отметить положительную роль некоторых СМИ в противодействии наркомании. Газеты выделяют специальные полосы и создают рубрики для освещения данной темы («Нижегородская правда», «Наше время – XXI век», «Я люблю жизнь»// «Досье-02», г. Пермь, «Нет наркотикам!»// «Борская правда», «Ленинская правда» г.Нижнекамск, «Город без наркотиков»// Краснокамская звезда»), пишут о положительном опыте преодоления наркозависимости, указывая, что сделать это крайне трудно и результата достигают единицы («Вернувшаяся из ада. Бывшие алкоголики и наркоманы возвращаются в к нормальной жизни»// «Новый вариант, г. Киров), приводят примеры плодотворного сотрудничества власти и церкви в решении данной проблемы («Наркополицейские и церковь объединяют усилия»// Удмуртия).

Таким образом, неоднозначное и многоаспектное освещение проблемы наркомании и наркоторговли в современных российских СМИ связано с ее сложностью и серьезностью для общества, его настоящим и будущим.

Примечания
1. Язык мой…Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. – М., 2002.

2. См.: www.tolerance.ru.

3. Горшенков, Г.Н. Криминология массовых коммуникаций / Г.Н. Горшенков. – Н.Новгород, 2003. – С. 232.

















Контактная информация:
e-mail: nns@sandy.ru

главная | добавить в избранное

Copyright (c) 2004