В библиотеку
ПРОФЕССИОНАЛЫ - О ПРОФЕССИИ |
«МЕСТНАЯ ПРЕССА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА АУДИТОРИЮ» Так назывался проект, который в 2013 году был реализован Центром журналистских технологий при поддержке министерства информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области. Цель проекта - систематизация и распространение позитивного опыта, накопленного районными и городскими СМИ Нижегородской области в сфере работы с целевой аудиторией. Участники проекта в рамках нескольких семинаров представляли проекты, реализованные местными СМИ, обсуждали вопросы сохранения и привлечения читателей разных возрастов и интересов, размышляли о том, как помогают в решении этой проблемы современные технологии. Организаторы проекта надеются, что опыт, представленный в материалах данной подборки, поможет руководителям СМИ, мотивированным на совершенствование своей профессиональной деятельности, журналистам, активно влияющим на формирование концепции своего издания, медиа-менеджерам, занимающимся вопросами продвижения местных СМИ, сохранения и расширения аудитории.
АУДИТОРИЯ – ЗНАКОМАЯ И НЕИЗВЕСТНАЯ Наталия СКВОРЦОВА, руководитель проекта С самыми первыми профессиональными шагами и первым опытом журналистской деятельности в сознание каждого из нас входит понятие АУДИТОРИИ. Классическое определение мы найдем почти во вcех учебниках по основам журналистики: аудитория – это неопределенно множественная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ. И все мы очень долго работали, взяв эту формулировку, как принято говорить, за основу… Пока не столкнулись лицом к лицу с целым рядом серьезных профессиональных проблем: сначала – с все возрастающим недоверием к прессе, потом – с ощутимым падением тиражей, резким повышением стоимости подписки, и, наконец, с весьма жесткой конкуренцией, в которую нас втянули и коллеги-журналисты печатной прессы, и телевидение, и большое количество стремительно возникающих интернет-ресурсов, обещающих нам новости в режиме on-line. Именно эти проблемы заставили нас по-новому посмотреть на то, кто читает местные газеты, кто слушает наше радио и смотрит телепрограммы. Вдруг оказалось, что очень важно выяснить: СКОЛЬКО людей нас действительно читают, понять – КАКИЕ они и КАК на самом деле они к нам относятся… Новое время изменило не только нас – изменился читатель: он, как и мы все, «примерял на себя» новые жизненные стандарты, учился жить в открытом мире, стал более требовательным и активным, стал очень РАЗНЫМ… СМИ вгляделись – и удивились: «неопределенно множественная и качественно неоднородная» аудитория обретала четкие контуры разнообразных и разноуровневых СООБЩЕСТВ, каждое из которых имело свои цели и задачи, установки и желания. Процесс этот можно было бы сравнить с проявкой пленки (хотя и в этой области давно уже имеются другие технологии): сначала проступают общие контуры, затем проявляются детали объекта и только потом видишь полную картину. С этими самыми сообществами нужно было учиться разговаривать по-другому: ответственно, доверительно, понимая и принимая их такими, как они есть. Нужно было учиться диалоговому общению – слушать и слышать, узнавать и понимать. У кого-то это получалось лучше, у кого-то – хуже, но по-другому работать уже было невозможно. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития» за 2013 год (http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013.html) отмечает: «Ключевой особенностью современного медийного пространства, в том числе регионального и муниципального, стала интерактивность... Специалисты по стратегическому развитию утверждают, что без региональной и муниципальной газеты на этом уровне уже невозможно создание приемлемой для населения стратегии. Именно газета является той площадкой, где местное сообщество может коллективно выработать модель будущего и определить критерии эффективности политики муниципальных органов власти. Вместе с тем это требует от издателей печатных СМИ принятия мер по реформированию своих изданий и развитию обратной связи с аудиторией. Но сделать это непросто ввиду отсутствия общего подхода, … скудности информации о передовом опыте и инновациях, влияющих на работу местных редакций». Вот уже несколько лет Центр журналистских технологий при поддержке министерства информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области проводит циклы семинаров для журналистов региональной прессы. Задача этих семинаров – изучить и систематизировать и распространить опыт работы местных СМИ с целевой аудиторией, выявить позитивные достижения, накопленные районными и городскими газетами Нижегородского региона в этой сфере, сформировать у участников проекта навыки использования в профессиональной деятельности новых редакционных технологий (включая создание конвергентных редакций, работу в соцсетях и т.д.). И не забывать при этом тот колоссальный опыт сотрудничества с аудиторией, который накопился у местных изданий за долгие годы их существования. Нынешний проект завершился большим мероприятием в рамках проводимого на Нижегородской ярмарке бизнес-саммита и изданием брошюры, в которой коллеги-журналисты представляют свой опыт работы с современной аудиторией. Опыт, который каждый может попробовать «примерить на себя»…Организаторы проекта признательны всем коллегам, которые откровенно рассказывали о своих успехах и неудачах, о том, как складываются их отношения с властью и местным сообществом, укрепляется сотрудничество с общественными объединениями и организациями культуры. Все участники проекта хорошо понимают, что новые идеи и все усилия местной прессы направлены на то, чтобы как можно дольше оставался с нами добрый и надежный друг – читатель: собеседник, соавтор, деловой партнер… ЧИТАТЕЛЬ – НАШ ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР Нина ГРУЗДЕВА, Мы думаем о своем читателе, пытаемся, чтобы и он видел в газете доброго собеседника, надежного партнера. А ещё стараемся привлечь его к созданию контента печатного издания, чтобы читатель чувствовал свою сопричастность к созданию газеты, имел возможность через неё донести свою точку зрения по тем или иным вопросам до властных структур и широкой общественности, мог влиять на принятие тех или иных решений. Не менее важной задачей, считаем работу с потенциальными подписчиками, в числе которых и юные жители нашего района. Газета жива, пока востребована читательской аудиторией. Что же «Земля ветлужская» предлагает своим читателям… ПРОВЕДЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ КОНКУРСОВ. Конкурсы – очень популярны и свойственны современным СМИ. Конкурс является мощным и эффективным инструментом воздействия на читателей. Конкурсы могут быть весьма разнообразными по форме и обращаться к самым разным качествам человеческой натуры: памяти, воображению, чувству юмора, сообразительности, способности к дедукции, наблюдательности или к познаниям в области техники. Как нам представляется, на первом этапе очень важно четко сформулировать цель, правильно поставить задачу – и тогда люди обязательно откликнутся на приглашение газеты. Ежегодно «Земля ветлужская» проводит творческие конкурсы на лучший материал, фотоконкурс или конкурс рисунков. В условиях обязательно указывается тема конкурса, срок его проведения, возраст участников, особые требования к оформлению работ (если они есть). Конкурс «Родные мои» был посвящен Году семьи. Цель конкурса – привлечь внимание местного сообщества к проблемам семьи, пропаганда семейных ценностей на примере образцовых семей Ветлужского района, традиций преемственности поколений, вовлечение в обсуждение темы наибольшего числа читателей газеты и общественности. В одном из номеров газеты было опубликовано обращение к читателям с просьбой написать о родных и близких людях, семейных традициях и легендах, о земляках, чья жизнь может служить молодому поколению примером верности и любви, поделиться уникальными документами, касающимися родового древа. К участию в конкурсе приглашались читатели всех возрастов. Конкурс продолжался в течение года. На призыв откликнулись десять человек, материалы были написаны интересным языком, в стихах и прозе, с приложением исторических документов и фотографий. Все статьи опубликованы под рубрикой «Родные мои» и получили положительный отклик читателей газеты. В преддверии Нового года были подведены итоги и вручены подарки всем участникам конкурса. В новогодней (праздничной) газете опубликованы фотографии не только и победителей, но и всех участников конкурса, что стало для участников конкурса дополнительным стимулом. Конкурс «Родная улица моя» был посвящен 230-летию города Ветлуги. Цель – привлечь читательскую аудиторию к изучению истории города Ветлуги и судеб земляков, повысить активность читателей в плане сотрудничества с газетой, выпустить серию материалов, приуроченных к юбилейной дате города Ветлуги. Газета предложила читателям рассказать об улицах нашего города, о людях, живущих рядом; о старинных домах и их хозяевах, о мастеровых людях, чьими руками украшалась и украшается Ветлуга, об интересных событиях, которые на этих улицах происходили. Пришедшие в редакцию письма легли в основу праздничного номера газеты, а их авторы получили замечательные призы от редакции газеты. «Конкурс юных сказочников» (на лучшую сказку или историю) стал приглашением к творческому сотрудничеству с газетой детей. В преддверии приближающихся праздников Нового года и Рождества даже взрослые становятся детьми и начинают верить, что в Новый год сбываются мечты и происходят необыкновенные чудеса. Эти мы объясняем и детскую активность: редакция получила более 20 писем от детей 5 – 12 лет. Письма были опубликованы в предновогоднем номере «Земли ветлужской», а их авторы получили призы. В дальнейшем многие из них стали постоянными участниками мероприятий, организованных редакцией – так происходит «закрепление» читателей. Творческий конкурс «Папа может все, что угодно» был посвящен Дню защитника Отечества. На него мы возлагали большие надежды, поэтому четко формулировали цели и задачи. Цели - расширение внештатного актива редакции, привлечение внимания к газете творчески одаренных детей и пап – героев материалов (особенно это важно в том случае, если ранее они не являлись читателями газеты), поиск новых подходов к освещению государственного праздника. На основе присланных в редакцию работ были подготовлены прекрасные публикации, дополнением к ним стали фотографии детей со своими отцами. На награждение победители и участники конкурса были приглашены вместе с героями публикаций. Получился небольшой теплый семейный праздник. Конкурс можно назвать и воспитательным, так как способствовал укреплению семейных связей, контактов отцов и детей. Конкурс читательских работ «Годы, опаленные войной» был объявлен в преддверии 64-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений работы нашей редакции. Мы обратились к читателям с просьбой рассказать на страницах газеты о своих родных, близких, знакомых, на чью долю выпали суровые военные годы. Цель конкурса – возвращение внимания общественности к теме Великой Отечественной войны, привлечение читательской аудитории к сотрудничеству, укрепление связей между старшим поколением и молодежью, расширение читательской аудитории. На призыв действительно откликнулись читатели разных возрастов. Под одноименной рубрикой было опубликовано более 10 материалов. Каждый интересен и глубок по содержанию, по-своему уникальный, с фотографиями, копиями исторических документов. Во время подведения итогов и вручения призов в адрес редакции прозвучали слова благодарности за то, что подвигли людей на исследование этой темы. Благодаря участию в конкурсе авторы ряда работ узнали много нового и интересного из истории своей семьи, о подвиге своих отцов и дедов, о трудностях военного времени и о невероятной стойкости тружеников тыла. Материалы газеты пополнили новой информацией архивы библиотек района и Ветлужского краеведческого музея. Ещё один конкурс – «Мои домашние питомцы» – предназначался для тех, кто любит животных. Девиз конкурса – «Мы в ответе за тех, кого приручили». Цель – привлечь к сотрудничеству с редакцией тех, кто содержит домашних животных, дать возможность читателям самим выступить в роли консультантов по уходу домашними питомцами. Конкурс был приурочен к Дню домашних животных (30 ноября) и был ограничен сроком проведения в две недели. Желающих принять в нём участие оказалось не так много. Рассказов о домашних любимцах, связанных с ними интересных событиях, забавных случаях, было прислано девять, каждый с фотографией. Вышла серия публикаций. Победители и призёры получили призы – книги с советами, как ухаживать за животными. Конкурс фантазий «Если бы я был дедом Морозом» стал по-настоящему новогодним подарком для детей младшего школьного возраста и продолжил традицию общения с маленькими читателями, которая уже сложилась у нашей газеты. Цель конкурса – активизировать эту часть читательской аудитории, для которой газета тоже должна стать своей. Мы убедились – фантазии детей нет предела, но и доброта безгранична. После выхода на страницах газеты детских рассказов, в редакцию поступило много звонков от ветлужан, высказывавших своё отношение к публикациям. Объединенное мнение было опубликовано в материале, рассказывавшем об итогах конкурса. А фотографии победителей появились в первом новогоднем номере газеты. СОЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ В нашем обществе дети являются одной из самых незащищенных категорий граждан. В стране принято много законов, направленных на защиту детства, но по прежнему есть семьи, где дети подвергаются насилию, родители не исполняют должным образом своих родительских обязанностей, ведут антиобщественный образ жизни. Как правило, в таких семьях ребенок предоставлен сам себе, лишен элементарной родительской заботы, ласки, не говоря уже о том, что для детей не организуются праздники. С 2007 года в преддверии Нового года и Рождества Христова редакция газеты "Земля ветлужская" проводит благотворительную акцию "Подарите детям радость". Ее цель – привлечь внимание общественности к проблеме детей, проживающих в асоциальных семьях; подарить каждому ветлужскому ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, подарок, а значит, праздник, веру в чудо, в сказку. Эту акцию нельзя осуществить без поддержки верных и надежных партнеров. К сотрудничеству в разные годы привлекались ОВД по Ветлужскому району, управление образования по Ветлужскому району и отдел культуры администрации района, предприниматели, общественность, простые граждане. Предварительно составляются списки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей из малоимущих семей. Как правило, это дети, чьи родители ведут асоциальный образ жизни. Через газету редакция обращается к жителям Ветлужского района с предложением принять участие в благотворительной акции. В конференц-зале редакции устанавливается елка, и ветлужанам предлагается выступить в роли Деда Мороза и вместе с журналистами украсить ее подарками для детей. Откликов бывает так много, что в итоге список детей значительно расширяется. В редакцию приходят предприниматели, сотрудники разных учреждений, пенсионеры, дети, простые граждане. Они приносят коллективные и личные подарки. В том числе канцтовары, одежду, обувь, игрушки, спортивный инвентарь, настольные игры, сладости. Если у кого-то возникает желание сделать подарок конкретному ребенку, ему предоставляется такая возможность. В 2007 году более 60 детей получили к Новому году сюрпризы, в 2008 – более 80, в 2009-м в список были включены и дети из приемных семей. В итоге в дома почти ста детей пришла сказка. Именно тогда к нашей акции присоединились сотрудники Законодательного собрания Нижегородской области. В 2010 и в 2011 годах помощь носила адресный характер. Мы учли пожелания детей, а также то, в чем нуждались семьи, в которых они воспитываются. Солидная благотворительная помощь была оказана 60 семьям. Подарки вручались детям на дому. Чтобы маленькие участники праздника попали в настоящую новогоднюю сказку, редакция опять попыталась найти партнеров – и привлекла членов районной молодежной организации, которые подготовили мини-спектакль. Нашими добровольными помощниками также выступили главы сельских советов, сотрудники ОВД, учреждений культуры, образования. В газете появились материалы о проведении акции, фотографии детей, получивших подарки, отслеживались судьбы детей. Акция редакции газеты «Земля ветлужская» подвигла другие учреждения и общественные организации на проведение подобных благотворительных мероприятий – и это не может нас не радовать. Начиная эту работу в 2007 году, мы не знали, будет ли у нее продолжение в дальнейшем. Когда журналисты возвращались из поездки по району, во время которой вручали детям подарки, их переполняли боль и радость. Боль от того, в каких условиях живут некоторые маленькие граждане нашей страны, радость – от того, что увидели в детских глазах удивление и счастье, что смогли в череде серых, похожих один на другой дней, подарить ребенку праздник. Пришло решение – сделать эту акцию постоянной. То, что это правильное решение, мы убедились, получив отзывы людей на проведение акции. ЕСТЬ КОНТАКТ! Чтобы в условиях конкуренции добиться заметного успеха, необходимо практическое комплексное освоение способов привлечения внимания читателя, конкретного подписчика к газете, создание положительного имиджа издания или, как мы отмечали выше, укрепление различных форм связи с аудиторией. В арсенале редакций газет может быть представлено огромное число мероприятий, отличающихся многообразием и творческим поиском, которые могут использоваться газетами, независимо от масштабов их деятельности. Остановимся на некоторых из них поподробнее. Публикация писем – проверенный временем, эффективный метод создания благожелательного отношения читателей к газете. Привлекательны для нашей аудитории и опросы, когда в ответ на постановку проблемы мы получаем калейдоскоп мнений. Важно только, чтобы полученные данные потом работали – их использовали в интервью с руководителями района, в аналитических публикациях и т.д. Опора на мнение читателя – еще один важный прием, который активно использует «Земля ветлужская». Ежегодно в газете под разными рубриками («О том, что волнует», «Перекресток мнений», «Блиц-опрос», «О чем говорят», «Мнения») представлено мнение жителей района на волнующие их темы, читательские размышления о происходящих событиях в стране, области, районе, за рубежом… Включаем мобильный Сотовый телефон теперь есть практически в каждой семье. Люди привыкли им пользоваться постоянно, и у большинства наших читателей уже не возникает затруднений при отправке SMS-сообщения. Всё чаще люди обращаются в редакцию при помощи сотового телефона. На регулярно публикуемый в газете телефон читатели присылают свои короткие сообщения в виде отзывов на публикации, вопросов, комментариев. А потом это все публикуется на той же странице с письмами. Короткие SМS-ки легко читаются, и люди даже вступают в дискуссию друг с другом. САЙТ ГАЗЕТЫ – ЕЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Новые информационно-коммуникативные технологии открыли перед районной прессой новые возможности. Газета получила выход в сеть Интернет, создан сайт издания, что позволило расширить не только сферу влияния на аудиторию, но и наладить обратную связь с земляками, живущими за пределами Ветлужского района. Теперь частыми гостями на нашем сайте стали жители Сочи, Москвы, Екатеринбурга, Смоленска, Санкт-Петербурга, Владивостока и других городов. Они не просто получают информацию о событиях, происходящих на их малой родине, но и активно общаются с земляками, участвуют в формировании контента, как печатного издания, так и Интернет-сайта. На сайте открыта страница главного редактора, куда любой посетитель сайта может написать или обратиться с вопросом и получить ответ. Если заглянете на него, сможете убедиться в том, что темы обсуждаются острые, зачастую разговор приобретает жесткий характер. На сайте есть видеоблок, что тоже привлекает внимание посетителей. Очень здорово, что поступают предложения разместить в этом разделе различные авторские видеоработы. Так появились уникальные в своём роде материалы, в числе которых мультфильм про ветлугозавра, снятый учениками Новопокровской школы, видеоэкскурсия по Ветлужскому краеведческому музею, медиапрезентация, посвященная памяти ветеранов Великой Отечественной войны – все, что сейчас принято называть пользовательским контентом. Еще один способ привлечения внимания и изучения мнения посетителей сайта по самым злободневным темам – это Интернет-голосование, которое открыто на главной странице. Еженедельно предлагается новая тема опроса. И, как уже отмечалось, результаты опроса становятся поводом для журналистских публикаций. Электронная рассылка рекламной полосы по подписке – новая форма работы с аудиторией редакции газеты «Земля ветлужская». Подписчики электронной версии рекламной полосы (формат РDF) получают её на свой электронный адрес сразу после подписания номера в печать. Пока этой услугой воспользовались единицы, но спрос на неё растёт – и это лучшая иллюстрация изменений, которые происходят в нашей новой аудитории. Чтобы добиться успеха, необходимо использовать новые приемы привлечения читателей к изданию, не забывая при этом и проверенные временем, но до сих пор эффективные методы. Просто важно не забывать при этом, что главный критерий успеха – признание читателя и его доверие.
ПРОЕКТ
«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» Газета «Сосновский вестник» издается с 1935 года. Это единственная общественно-политическая газета в Сосновском районе. В этот особенный для России год, объявленный Годом истории, мы решили больше уделять внимания материалам на краеведческие и духовно-нравственные темы. Так был создан редакционный проект «Духовное краеведение». Благодаря проекту, у нас появилась удивительная возможность рассказать землякам о действующих и утраченных храмах нашего края; о подвижниках православия, исповедовавших свою веру в годы гонений; об истории наших сел и деревень. Цель проекта «Духовное краеведение» – пробуждение интереса сосновчан к традициям православной церкви, к истории России и нашей малой родины, к святыням родного края. Перед нами стояли основные задачи: обращение к духовному наследию, накопленному нашими предками; содействие духовному возрождению Сосновского края. В проекте приняли участие местные краеведы, библиотекари, сотрудники районного и школьных музеев, студенты и школьники, которые поделились с нами уникальным краеведческим материалом. Особенно порадовало то, что среди участников было немало школьников. Дело в том, что в нашем районе ежегодно проводятся Сретенские епархиальные детские чтения на краеведческие и духовно-нравственные темы. Традиционно в них принимают участие более 50 человек со всей Нижегородской области. Чтения проходят на высоком уровне, и мы заслушиваем интереснейшие работы. Проводим отбор самых лучших из них, чтобы в течение года опубликовать в «Сосновском вестнике» и в газете «Благовест», которая издается при храме. В 2012 году тема чтений обозначена как «Духовное краеведение». В наступившем оду – «Нижегородские просветители и благотворители конца XIX-XX веков»… В ходе реализации проекта «Духовное краеведение» перед нами открылась совсем другая история нашей сосновской земли. В рамках проекта публикуются материалы о том, как строились и разрушались наши храмы, как, рискуя свободой, наши земляки отстаивали церкви и исконную веру своих предков, как пережили Великую Отечественную войну. Проект реализован в форме краеведческих исследований и основан на местном материале. Каждая публикация сопровождается старинными и современными фотографиями. Это позволяет сохранить для истории лица людей той эпохи, показать старинные фотографии наших храмов и древних икон. Проект вызвал живой отклик у сосновчан. Читатели говорят о том, что благодаря доброму печатному слову в проекте «Духовное краеведение», они узнали историю местных святынь и имена людей, которых без преувеличения можно назвать подвижниками православия на родной земле. Материалы содержат выраженную нравственную позицию авторов, их личное отношение к событиям и людям, творившим нашу историю. Ну, а у нас – новые планы. Уже определена тема Сретенских детских чтений на 2014 год: «Пастырское наследие преподобного Сергия Радонежского». Эта тема вызывает интерес краеведов неслучайно – в следующем году весь православный мир будет отмечать 700-летие со дня рождения этого великого русского святого. Игумен земли Русской посещал Нижний Новгород. И участники чтений хотят понять когда, почему и с какой миссией преподобный Сергий Радонежский посетил нижегородскую землю, какое духовное наследие оставил нам, людям, живущим в 21 веке. Самые интересные исследования будут, конечно же, опубликованы на страницах районной газеты – значительной части аудитории нашего издания тема эта близка и интересна . И мы надеемся, что крупицы знаний о малой родине и ее святынях, о людях, сохранивших верность Богу и своей стране, помогут нашим землякам больше сблизиться с родной землей, крепче полюбить ее. МЕНЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С АУДИТОРИЕЙ Екатерина КУТЕЙНИКОВА, Прежде, чем говорить о взаимодействии газеты с аудиторией, необходимо представить себе, что же такое наш Чкаловск и его медийное пространство. На сегодняшний день в Чкаловском районе проживает 21 376 человек, из них 13,5 тысяч – в городе, 7,8 тысяч – на селе. Из них 9493 - мужчины и 11 883 - женщины. 6698 человек – пенсионеры, 4974 – молодежь. Район достаточно компактен, включает 229 населенных пунктов с административным центром в г. Чкаловск, есть два рабочих поселка и 6 сельских поселений. Кроме районной общественно-политической газеты «Знамя», выпускается частная газета с «лукавым» тиражом в 4 тысячи экземпляров. Выписывают эту газету 200 человек, остальное распространяется бесплатно. Есть еще Интернет-сайт, за которым стоит супружеская пара, приехавшая 3 года назад в Чкаловск из другого города. Большую часть информации они преподносят в формате новостных видео-выпусков. Наша газета выходит более 75 лет. Пять лет назад газета «Знамя» была единственной на город и район. Сейчас же мы работаем в конкурентной среде с постоянным страхом оказаться хуже. Но у нас, у нашего издания есть большое преимущество: конкуренты ограничиваются распространением городской информации, село, его жители не входят в круг их интересов. Мы понимаем, что можем писать о том, о чем другие не напишут. Пусть это будут маленькие новости, но люди будут их читать и рассказывать другим, потому что это их касается. Считаем, что читатели больше всего ценят в нашей газете возможность получить проверенную информацию и высказать свое мнение. Накопление данных, поступающих из писем, звонков, бесед, - богатая пища для размышления. Нам нравится наблюдать за людьми, приходящими в редакцию забирать экземпляры своих газет по корпоративной подписке. Видеть, как человек читает, как потребляет информацию, важно. Замечаем, что начинают читать с первой полосы. Для удобства читателя, для того, чтобы сэкономить его время, у нас существует жесткий макет передовицы, где на две колонки разверстаны новости, обязательна большая выразительная фотография. Не просто бывает на каждый день найти новость, но над этим работает весь журналистский коллектив. Стараемся побольше выносить в заголовки фамилии, имена героев, в рубрики – названия сел и деревень. Урезаем официоз, сократили объем текстов, даем подборки фотографий. Читатель больше верит людям, поэтому проводим опросы, стараемся собрать больше мнений, комментарии. Вместе обсуждаем законы, проблемы. Широкий отклик нашел еженедельный опрос о том, как чкаловцы прожили сегодняшнюю неделю. Все ответы публикуем с фотографиями, именами. У нас любят искать знакомые фамилии. Что еще, кроме новостей, ждут наши читатели? Они ждут помощи! Помочь можно по-разному: кому-то делом, кому-то возможностью задать вопрос начальнику или чиновнику, а кому-то советом опытного огородника, врача или священника. Для этого-то мы и публикуем тематические полосы: «Во саду ли, в огороде», «Спроси у доктора», «Наш дом», «Правопорядок», «Искусство быть христианином», «Чкаловск молодой», «Бумеранг». Завлекаем на полосы скромных сельчан, тружеников. Дополняем материалы фотографиями людей, выращенными ими цветами, животными. Часты заголовки с использованием имен собственных: «Маска для рук от Ольги Есиной» или «Рыбка по-царски от Юрия Елкина». Чтобы узнать, в каком мире живут дети, о чем думают, что ощущают, мы начали реализацию совместного проекта с отделом образования по обучению юных журналистов. Четыре часа в неделю наш корреспондент занимается с ребятами из разных школ. Занятия проходят на базе Дома детского творчества, но при этом используются ресурсы редакции (аппаратура, бумага, специалист). В ноябре 2012 года ребята выпустили первый номер молодежной газеты. Сейчас она выходит ежемесячно. Печатается на базе редакции. Самые удачные материалы газеты публикуются в тематической полосе «Чкаловск молодой». Для того, чтобы понимать читателя, быть ближе к нему, надо чаще встречаться. И начали мы с того, что привели в порядок редакцию. Заходить к нам стало радостно. Стены украшают фотоработы наших читателей, вывешиваются поздравления сотрудникам с днем рождения, информация для рекламодателей. В большом зале, где обычно проходят встречи, стены украшены дипломами, рассказывающими о наших достижениях, и фотографиями журналистов в рабочие моменты. Два раза в год мы выезжаем в каждое село, проводим День подписчика. Встречаемся с людьми, общаемся. Приходят и те, кто не подписываются на газету, высказывают свои претензии. Стараемся вместе обозначить круг проблем, которые хотят увидеть читатели на наших страницах. А когда человек вкладывается в дело, он следит за своей инвестицией. Но с другой стороны мы часто сталкиваемся с тем, что люди не хотят подписываться под своим суждением. Активность гражданского общества еще низка. Для изучения общественного мнения нередко пользуемся социальными сетями. Когда проводим конкурсы, жюри - всегда читатели. Работаем над собственным сайтом, который уже сейчас выгодно отличается от уже существующего городского подачей информации, оперативностью, обратной связью. В конкурентной среде пришло понимание, что необходимо искать собственные пути, которые было бы сложно повторить. Главное – внимательно изучать потребности читателя и рекламодателя, выпускать ориентированную на них газету. Тем более что завтра аудитория может сменить лицо. А значит, и мы должны меняться…
С организацией подписки на газету, особенно в сельских небольших районах, становится все трудней с каждой кампанией. И хотя тираж на нашу «Родную землю» в последние годы стабилен, в пределах 3000 экземпляров, ищем разные пути не только сохранения его, но и повышения, привлечения к газете внимания новых читателей и подписчиков. Чем? В первую очередь интересным содержанием материалов, их жанровым разнообразием, расширением географии, аудитории, новыми формами работы с ней, несомненно, опираясь на старые, традиционные. Организацией и проведением «круглых столов» с одновременной «прямой линией» занимается каждый творческий работник редакции. Они планируются и в начале года, и согласно актуальности той или иной темы. Так, тему уплаты электроэнергии за ОДН подсказали многочисленные вопросы населения, и директор Кстовского отделения «Нижновэнерго» полтора часа непрерывно общался с читателями в редакции. Тему потребительского правосудия подсказали жалобы на нарушения в сфере обслуживания, и на многочисленные вопросы читателей отвечали прокурор района, представители Роспотребнадзора, полиции, директора магазинов. Традиционно на протяжении многих лет проводим «общественные приемные» в сельских администрациях с участием глав, депутатов, служб ЖКХ. Материалы публикуются в газете, а теперь еще и размещаются на сайте, где каждый может найти свои вопросы, ответы на них ответственных лиц, узнать о сроках исполнения той или иной просьбы. Нам важно, чтобы мнения и оценки жителей «глубинки» тоже были представлены в издании, чтобы эти люди понимали – газета их надежный партнер и советчик. Коллеги наши давно и активно используют такие формы сотрудничества газеты и читателя как разнообразные акции. Принципиальным моментом в организации любой акции для нас является объединений людей вокруг идеи, которая поможет изменить жизнь к лучшему. Большой популярностью у читателей пользуются конкурсы-акции по благоустройству. Газета рассказывает, показывает на своих страницах и на сайте патриотов своего родного уголка — села, улицы, дома, двора, которые украшают, благоустраивают его, не ходят « с протянутой рукой», а прикладывают к тому свой труд, старания, порой и денежные средства. Конкурс называется «А у нас во дворе», подвели итоги первого этапа, победителей наградили дипломами, подпиской на второе полугодие года, а также садовыми принадлежностями. Два года совместно с районной администрацией проводили акцию «В красивом месте живется радостно», получили в 2011 году на фестивале СМИ «Вся Россия» Диплом и звание лауреата за этот конкурс. На идею объединения читателей вокруг газеты работают и клубы, созданные при редакции. Семь лет, например, работает при редакции клуб знакомств «Найди свою судьбу». За это время газета перезнакомила и соединила свыше 80 пар. И благодарные молодожены приходили к нам из Загса с шампанским. Женихи и невесты разновозрастные — от 25 до 80 лет. 14 лет исполнилось нашему клубу «Среди цветов». Его участники - садоводы и огородники всех возрастов, увлеченные люди. И если вначале клуб был больше любительским, то со временем на его занятиях стали обсуждаться научные темы, их ведут специалисты, химики, библиотекари... Клуб давно вышел из стен редакции, появились его филиалы в Суроватихе, Помре, они созданы при библиотеках. Активно развивается это направление и на сайте редакции – сейчас, например, участники клуба и посетители сайта обсуждают вопрос о том, как вырастить виноград и добиться в наших условиях качественного урожая. Участники клуба (им руководит ответственный секретарь редакции Т.В.Буланова), проводят различные благотворительные акции — высаживали сады в двух детских домах, создали клумбы в музейном дворике, благоустраивали цветники у храмов, отдавали растения « в добрые руки» в пользу бюджетных организаций. А весной совместно с молодежной палатой при Земском собрании озеленили улицу Новоселов в райцентре, вышли с инициативой разбить к 70-летию Великой Победы сиреневый сквер в Д-Константинове. Привлечение молодого читателя — одна из главных наших задач, помогает в этом приложение «Новое поколение», которое мы выпускаем совместно с отделом по делам молодежи районной администрации. Работая с молодежью, важно учитывать интересы этой целевой группы. В этом году мы инициировали конкурс молодых семей (провели его вместе с молодежной палатой Земского собрания), а также конкурс «Автоледи — 2013». Большую поддержку в продвижении газеты в молодежную аудиторию оказывает нам сайт. И если в последние годы массовость читательских писем, обращений, откликов несколько поубавилась, выросло число посещений на сайт газеты — 25 -35 ежедневно. Идет активное обсуждение тем, часты отклики на тот или иной материал, вопросы, ответы на которые мы даем и на сайте, и в газете.... Сайт омолодил аудиторию, активизировал ее, расширил границы издания — до Москвы, соседних областей... Пока не получается зарабатывать сайтом на рекламе, но и от этой затеи мы не отказываемся. Востребованное содержание – это ответ на читательский запрос. Люди привязаны к месту, где родились и живут, поэтому краеведческая тема – одна из самых популярных. Работая в этом направлении, взаимодействуем вплотную с районным музеем, его директором Н.Ф.Грязновым, который и сам пишет в газету, и инициирует акции. Так, в прошлом году мы провели своеобразную экскурсию «Д-Константиновский район из окна автобуса»: в четырех номерах газеты рассказали о достопримечательностях района, которые открываются на пути следования рейсового автобуса, о его населенных пунктах, истории, людях... Материалы вызвали большой читательский интерес – есть намерение «экскурсию» продолжить… Наши читатели живут не только в районном центре. Малые населенные пункты ждут газету с не меньшим интересом. Важно, чтобы они не только узнавали о том, как живут их земляки, но и своих односельчан видели среди героев публикаций. «Деревня моя» - еще одна рубрика газеты — отыскиваем на карте района малые поселения — Староселье, Сибилеи, Лубянцы, Майморы, Новое Жедрино... И рассказываем об их прошлом, настоящем через общение с людьми, показывая их проблемы и заботы. Размещены публикации и на сайте – те, кто в силу разных обстоятельств живет в других местах, сохраняет связь со своей малой родиной. Вот такое общение с читателями, при условии, что издание следует их интересам, помогает расширить их круг, привлечь на сторону газеты. Несомненно, эта работа требует дополнительных усилий, основанных на новых идеях. Но на то она и есть — газета, чтобы вести вперед, за собой... И только такое движение дает ей жизнь! НОВЫЙ
ВЗГЛЯД НА АУДИТОРИЮ Невозможно работать в газете, которая существует уже 95 лет, без оглядки на прошлое, без учета традиций и интересов людей старшего возраста, которые гордятся тем, что уже несколько десятилетий выписывают «Арзамасскую правду». Поэтому нельзя все перечеркнуть и начать что-то абсолютно новое, креативное, не обремененное прошлым, соответствующее сегодняшним новомодным тенденциям. Да мы и не очень стремимся. С читателем надо вместе прожить его жизнь, не отставая и не опережая, тогда и установится взаимопонимание. Старшее поколение сегодня — не дремучие малограмотные старики. Это чаще всего люди, получившие в советское время хорошее образование, владеющие компьютером, обладающие широким кругом интересов, но... не очень хорошо обеспеченные. И выбирают для подписки они уже только одну газету, из которой хотят получить максимум информации о стране и мире, своем регионе, а также полезное и развлекательное чтиво. Вот и стараемся создать такую универсальную газету, которая была бы и информатором, и собеседником, и полезным советчиком. Но это устоявшаяся часть нашей аудитории, которая уже не откажется от привычки читать газету. А мы, конечно, озабочены тем, как привлечь к газете население среднего возраста и молодежь. Тут и усилий надо больше, и приемы использовать посовременнее. Назову несколько направлений, в которых мы работаем с этими группами читателей. РАБОТАЕМ НА ОБЪЕДИНЕНИЕ Проекты и акции. Есть проекты, не нами придуманные, но хорошо прижившиеся, так как востребованы читателями. Например, «Один день в...». Журналисты пробуют себя в какой-либо профессии и пишут об этом дне в своей жизни. Либо люди других профессий пробуют поработать в газете и рассказывают, каково это быть журналистом. Проект «Деревенька моя» продолжается и сейчас. Корреспонденты уезжают в отдаленные селения и живут там день-два, чтобы рассказать потом на страницах газеты какие люди живут в глубинке, чем живут, какие проблемы и радости у них. Думаем, что эти материалы следует вывести на нашем сайте в отдельную рубрику, чтобы земляки, уехавшие из родных мест, могли видеть фоторепортажи со своей малой родины. ПАРТНЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ – РЕЗУЛЬТАТ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ. Работа в районной газете воспринимается как некая миссия: журналисты призваны не просто оперативно информировать о новостях и происшествиях, но и напоминать о добром и вечном, разъяснять, заставлять размышлять, помогать. Читатели нуждаются в консультациях педагогов, медиков, юристов и иных специалистов, в добром наставнике и собеседнике. Освещать перечисленный круг вопросов невозможно без участия специалистов различных структур, с которыми редакцию газеты «Арзамасская правда» связывают давние партнерские отношения. Остановлюсь именно на вопросах сотрудничества с учреждениями культуры Арзамасского района. Цели у нас, безусловно, совпадают: сохранить культурное наследие наших предков, пробудить интерес (особенно у молодежи) к истории родного края, традициям, к занятиям творчеством и исконным русским ремеслам, к литературе. А вот задачи у каждого свои, каждый из партнеров призван выполнить свою часть работы. Если действия организованы хорошо, слаженно, то и результат получается соответствующий. Совместные проекты начинаются традиционно с обсуждения идеи (инициаторами выступают и учреждения культуры, и редакция). С нашей стороны инициируются, как правило, литературные, краеведческие конкурсы, викторины, рубрики для любителей чтения. Организуем мероприятия совместно с центральной библиотечной системой Арзамасского района им. Сахарова (директор А. В. Лоськова). Оказываем информационную поддержку, участвуем в проведении и подведении итогов, награждении победителей. Это, пожалуй, обычная для районных газет деятельность. Нас радует, что это сотрудничество постоянное, системное, что наши старания не напрасны – читатели проявляют интерес к подобным темам в газете. Есть даже постоянные читатели, для которых предмет особой гордости – выиграть в викторине или ином литературно-историческом конкурсе бесплатную подписку на нашу газету. Немало партнеров объединяет еще один проект, который мы называем «Фестивальный». Наша задача – подготовить серии публикаций, посвященных мероприятиям, подготовленным совместно с отделом культуры. Это «Фестиваль картофеля», «Фестиваль молока», «Фестиваль меда», «Арзамасский гусь». Цель таких фестивалей - привлечь внимание жителей региона и гостей к исконно русским промыслам, расширить рынок сбыта продукции Если поначалу газета всего лишь оказывала информационную поддержку, то впоследствии новые идеи обсуждались с партнерами, разрабатывался план совместных действий, готовились материалы, предваряющие мероприятия, рассказывающие об истории производства этой продукции. Сегодня редакции отведена довольно значительная роль – мы не только информируем людей, но и выполняем просветительскую функцию: после объявления о предстоящем фестивале в газете публикуются материалы об истории промысла, о династиях, занимавшихся подобным ремеслом. Ценный архивный материал готовят сотрудники библиотеки, Центра ремесел, где создан свой музей, а задача работников редакции – разыскать людей, которые и сейчас продолжают дело своих предков, рассказать о них на страницах газеты. Таким образом, ко времени проведения фестиваля у читателей не только появляется интерес к теме, но они получают серьезный багаж знаний, знакомятся заочно с мастерами, с которыми предстоит встретиться. Хочется верить, что Арзамас и Арзамасский район со временем станут одним из самых привлекательных центров туризма, а газета «Арзамасская правда» будет способствовать этому.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: УСПЕТЬ ЗА ЧИТАТЕЛЕМ Создание сайта газеты открыло новую страницу в отношениях с читателями. Во-первых, электронная версия газеты позволила расширить круг общения и выйти за пределы территории района. У нас появилась возможность размещать большее количество цветных фотографий (в газете, к сожалению печать черно-белая и нет возможности публиковать более двух-трех фотографий к материалу). Мы стали проводить конкурсы фотографий, которые нам присылают в электронном виде. Посещаемость сайта заметно возросла. Это дает нам возможность анализировать, какие темы пользуются популярностью, что читателей волнует больше в данный момент. Несколько проектов было связано с использованием мобильной связи (СМС-конкурсы, СМС-объявления), но они почему-то не привились. Видимо, ограниченный словесный ресурс не устроил. Зато наша сотрудница, ведущая молодежную тему, организовала группу ВКонтакте, где выкладывает новости каждого газетного выпуска, размещает анонсы материалов. Эффект есть. Понимаем, что нужно время, чтобы «приручить» молодежную аудиторию, работаем в этом направлении методично. Мало говорить с молодежной аудиторией на ее языке, надо узнавать, о чем рассказываешь, изнутри. Поэтому наша молодая сотрудница ходит с молодежным активом в пешие марши, ездит с клубом исторической реконструкции на фестивали в другие города, участвует в турслете наравне со спортсменами, а в Дне донора — вместе с молодежным советом... Это только кажется, что молодежь волнуют исключительно тусовки, взаимоотношения полов, развлекаловка. Большая часть их хочет быть здоровыми и успешными людьми, жить интересной насыщенной жизнью, общаться со сверстниками... Вот тут как раз и могут оказаться востребованными наша газета, наш сайт и группа ВКонтакте. Читатели охотно участвуют в наших незамысловатых конкурсах, с радостью принимают небольшие подарки, звонят и пишут, а во время телефонных разговоров и в письмах рассказывают о себе. Может быть, их просто некому выслушать, если они доверяют нам самое сокровенное, наболевшее? И мы выслушиваем, сочувствуем, радуемся вместе с ними... Мы же районная газета — самая близкая, самая понятная, самая все и всегда понимающая… НОВОЕ
ВРЕМЯ ДАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Нас давно уже нельзя назвать самой читающей страной в мире. А жаль, ведь были годы, когда и наша газета распространялась тиражом 24000 экземпляров (сейчас 8000 – в средовом выпуске, 3000 – в пятничном). Потом подписка начала снижаться, розничные продажи – падать, население, привыкшее получать местные новости только из нашей газеты, старело, а значит, пришло время искать новые способы завоевания читателя. В 2009 году полукустарным способом местные умельцы помогли нам сделать свой сайт (правда, заплатили мы им немало – 36000 рублей). Это уже сейчас, по прошествии лет, понимаем все плюсы и минусы того сайта, а тогда нам казалось – милый, интуитивно понятный, он должен обязательно «подтянуть» к нашему изданию молодёжь. Правда, терзало опасение: если мы будем размещать материалы газеты на сайте, то потеряем подписчиков. Этого не произошло. Время показало, что люди, которые выписывают газеты, как правило, не сидят в Интернете, а зачастую даже не знают, что это такое. А те, кто сидит в Интернете, редко читают районную газету, потому что в Инете и так много всего интересного. Итак, несколько слов о нашем сайте.Что можно отнести к плюсам. В первую очередь, возможность читать нашу газету тем, кто уехал из Выксы, но по-прежнему интересуется новостями и жизнью родного города. Приведём пример. Однажды в редакции раздался звонок из Санкт-Петербурга. Мужчина сообщил, что он нашёл на нашем сайте информации о своём отце, контр-адмирале флота Фёдоре Васильевиче Буданове. Мы действительно неоднократно публиковали заметки о нашем земляке, ведь он всю свою юность провёл в Выксе: был в рядах первых комсомольцев и первых строителей социализма. Олег Фёдорович рассказал о своём желании побывать на родине отца (сам он последний раз был в Выксе в 1962 году). И приехал в Выксу вместе с дочерью – так завязалась наша дружба. Затем он приехал ещё раз и ещё. Будучи по профессии картографом, он обошёл и исследовал буквально весь город, поднял на ноги всех краеведов, библиотекарей, нашёл все известные старинные карты города, систематизировал их. И сделал подарок к 80-летию нашего города (юбилей будет отмечаться в 2014 году) – красочный буклет, вместивший Выксу старинную и современную, составил уникальную карту достопримечательностей (о многих из них не знают большинство жителей нашего округа). Ещё один плюс сайта заключается в том, что на нём можно разместить большое количество фотографий (в разы большее по сравнению с газетной полосой). Это тоже привлекает интернет-пользователей. Ещё плюсы короткой строкой: - проведение опросов в online режиме; - продвижение бренда – узнаваемость и доверие; - распространение информации и привлечение читателей из Интернета (на газету подписываться не будут, но информацию с сайта читают); - дополнительные предложения рекламодателям по размещению рекламы со страниц газеты на площади Интернета. Комментарии к публикациям, или так называемая обратная связь. Здесь есть свои плюсы и минусы. Обсуждение заметок само по себе дело хорошее, люди выражают своё мнение, делают замечания, дают поводы для написания новых статей. Как правило, из этого получаются материалы, затрагивающие серьёзные темы, волнующие многих выксунцев. Но поскольку Интернет – открытая площадка, приходится сталкиваться с откровенно хамскими оскорбительными комментариями, а порой и с ненормативной лексикой. Однажды в редакцию обратились родственники жителя Владимира, поскольку комментарий к одной из статей (его вовсе не касающейся) архивных номеров содержал высказывания, порочащие честь и достоинство этого гражданина. Мы его удалили. Но, к сожалению, платформа сайта была сделана непрофессионально и не позволяла нам отслеживать появление комментариев к архивным статьям. И оскорбления появлялись вновь и вновь. В итоге, пройдя через разбирательства с прокуратурой, мы закрыли старый сайт. Сейчас в разработке – новый. Через год мы поняли, что используем не все возможности Интернета – в частности, возможность формировать вокруг издания новую молодую аудиторию. Молодежная редакция (внештатные сотрудники, как правило, ученики школ или студенты) создали сначала закрытую группу ВКонтакте, чтобы общаться между собой, привлекая друзей и знакомых. Позже подтянулась и «взрослая» редакция. Открытая группа «Выксунский рабочий» ВКонтакте появилась в 2010-м, в год празднования 90-летия редакции. Изначально она так и называлась «Выксунский рабочий – 90 лет» и была призвана привлечь внимание к юбилею и напомнить, что издание со столь солидной историей остаётся интересным, современным, идёт навстречу любым возрастным категориям своих читателей. Заполнять начали с раздела «Альбомы». Фотографии и тогда, и сейчас просматривают чаще всего. Выкладываем снимки с крупных общегородских мероприятий, связанные с историей местных организаций, просто интересные. Большинство альбомов выложены от имени администратора группы, однако есть и те, что заполнены участниками. В частности, создаются альбомы по проводимым редакцией фотоконкурсам, часть работ на конкурсы публикуется и на стене группы. Стена также используется для размещения социальных объявлений, различных афиш и общения (работает в качестве обратной связи с редакцией). Вторым по количеству просмотром является раздел «Новости». Здесь, в зависимости от происходящих в округе событий, выкладывается либо подробное содержание свежего выпуска газеты, либо информация о крупных форумах, визитах важных гостей, расписания праздничных мероприятий и т.д. Кроме того, в группе «Выксунский рабочий» собраны ссылки на другие интересные выксунцам группы – ими всегда можно воспользоваться. Сегодня группа «Выксунский рабочий» насчитывает 496 участников, в ней размещено 105 альбомов с фотографиями и 25 видеозаписей. Среднесуточное количество посетителей страницы в июле – шесть, посещений за месяц – 145. Данные зависят от частоты обновлений. Так, например, в середине июля в день, когда был добавлен альбом, посвящённый Дню города (а этот праздник любим выксунцами) на страницу группы зашли 73 раза 11 уникальных посетителей. Основная аудитория (по показателям июля): женщины до 18-ти и от 24 до 27 лет и мужчины 30-35 лет.
География за месяц:
Сделать сайт, создать группы ВКонтакте, на Одноклассниках или Фейсбуке – дело нехитрое. Куда важнее правильно его наполнять, раскручивать и продвигать, чтобы позже на нём можно было заработать. Для этого есть специально обученные люди, но чтобы нанять их, у газеты недостаточно средств. Понятно и то, что сайтом должен заниматься отдельный человек, но ввести новую должность в штатное расписание тоже проблематично. Выход один – сделать так, чтобы все эти интерактивные методы работы с читателем приносили доход. Как районная газета может заработать на сайте? В мире, где двигателем прогресса является реклама, этот вопрос неактуален. Рекламодателям не нужно объяснять, что такое реклама в Интернете. Но чтобы место на сайте было привлекательным, у ресурса должно быть много почитателей или хотя бы посетителей. А чтобы привлечь посетителей, нужно наполнять сайт интересным материалом. Поэтому, создавая новый сайт, мы ставим это своей наиглавнейшей задачей. В планах: - разместить расписание движения транспорта, графики работы магазинов, организаций, пунктов оказания услуг, информацию о стоимости билетов; - организовать доску объявлений; - сделать раздел «справка»; - постоянно проводить конкурсы; - организовать «прямую линию» вопросов-ответов.
Как показал опыт: не надо ждать «милостей от природы». Если вы запустили сайт, это не значит, что на следующий же день ведь город будет заходить на него и оставлять комментарии. Нет, здесь тоже нужна ежедневная кропотливая работа. Очень важно постоянно обновлять информацию, добавлять на сайт что-то новое и уникальное, чтобы пользователям было интересно находиться на сайте, чтобы хотелось заходить к вам снова и снова. Главное не оставлять без внимания ни один комментарий. Поверьте, со временем, ваши посетители-читатели подарят вам много новых тем, которые вы сможете осветить как на сайте, так и в печатной версии. Всем успеха!
ОСОБЕННОСТИ ОХОТЫ НА ЧИТАТЕЛЯ Александр ГРАЧЕВ,
Брось,
девушка, родишь М. Цветаева Едва начинается подписная кампания, сразу открывается охотничий сезон. На подписчика. Способов охоты много. Есть хорошие и … разные. Конкурсы, розыгрыши призов, акции как яркая приманка. Все для него любимого. Или для любого? К чему лукавить, сейчас уже не стоит вопрос, какой подписчик газете нужен. Он просто нужен. Это диктует рынок. По-другому провинциальным редакциям не выжить. И не просто диктует, а переворачивает все с ног на голову. Потребитель, то бишь читатель всегда прав. А какая газета нужна подписчику? В редакциях уже не возмущаются, когда их детище, рожденное в муках творчества, называют товаром. Товаром, который покупают «жеватели мастик» - рекламы во всем ее многообразии, «глотатели пустот» - сплетен, газетных уток и скандалов. Но довольно сгущать краски. Как бы то ни было, априори мы работаем не для любого, а для любимого читателя. При этом представляется он умным, интеллигентным, начитанным. И не иначе. За послеперестроечный период каких только способов охоты на подписчика не перепробовала редакция газеты «Воскресенская жизнь». В итоге, оставляя за собой несожженные мосты опыта удачных и не очень акций подписных кампаний, отказалась почти от всех. Право дело, читатель не зверь какой. Он не жертва, а герой будущих публикаций. В воскресенской редакции убеждены, что лучшая реклама газете – хороший контент. По-русски говоря, ее содержание. Это главное. Тут к бабке не ходи, скудный контент рано или поздно приведет к скудности читательской аудитории. И наоборот… Уж столько лет твердят журналистскому миру, что на жизнь нужно смотреть глазами читателя, что газета должна отражать его взгляды и настроения. Получается это далеко не у всех и не всегда. Секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин как-то приводил мнение английских журналистов. Они считают, что традиционные СМИ выстраивают кирпичную стену, гордятся собой, пишут внутри различные истории, а затем перебрасывают через стену читателям. Очень образное сравнение. Некоторые редакции районок вообще чем-то напоминают неприступные крепости. Там зачастую превалирует односторонняя связь. Не то что критических публикаций, даже аналитических материалов с намеками на объективность и беспристрастность в газетах практически нет. Как будто у людей вся жизнь сплошь в шоколаде. Но это же, по меньшей мере, не так. Уже несколько лет в «Воскресенской жизни» не гаснет «Фитиль». Так называется тематическая полоса газеты. Там читатели высказывают разные точки зрения на происходящее в районе и в стране, своими заметками высвечивают какие-то недостатки в повседневной жизни. В газете нет запретных тем. Или почти нет… По возможности разрушить все стены между журналистами и читателями - такую цель поставили перед собой воскресенские газетчики и постепенно идут к ней. С появлением новых средств коммуникации от бумеранга «читатель-газета-читатель» все труднее увернуться. В идеале ни одно обращение в редакцию не должно оставаться безответным. В реальности так получается далеко не всегда. Еще труднее добиться действенности публикаций. Того, по чему оценивается авторитет СМИ. Чтобы увеличить коэффициент полезного действия, в «Воскресенской жизни» полтора года назад распространенная во многих газетах «СМС-почта» была преобразована в службу «Дежурного редактора», где журналисты принимали сигналы от читателей, добивались от чиновников не отписок, а реального решения проблем. Затем ее переименовали в «Дежурного по району». И функции службы изменились кардинально. Вместе с газетчиками теми же самыми вопросами стали заниматься депутаты Земского собрания. Кому, как не народным избранникам, нужно быть на передовой общения с читателями? А впереди - очередной этап развития этой службы: вслед за депутатами дежурить по району будут чиновники администрации. Надо полагать, что действенность публикаций вырастет на порядок. Отличие «Дежурного по району» от горячих линий, которые власти проводят с завидной регулярностью, почти полярное. Неудобные вопросы уже не спрячешь под сукно. Все они остаются на контроле журналистов. А кто есть кто и что стоит за конкретным чиновником - пустые слова или реальные дела, читатель видит своими глазами в газете. В основании фундамента популярности любого издания лежит доверие подписчика. Оно есть, когда выстроен диалог журналистов и читательской аудитории. В английской газете «The Guardian» практикуется обсуждение события после публикации. Читатели могут что-то добавить, обсудить, поправить. Материалы под рубрикой «Резонанс» на страницах «Воскресенской жизни» появляются едва ли не после каждой критической статьи. Но и это лишь начало откровенного разговора с читателем. В 2012 году мы побывали в нескольких редакциях газет издательского концерна WAZ. А домой из Германии привезли интересный опыт обсуждения материалов перед публикацией. Еще каких-нибудь 5-10 лет назад это казалось бы невозможным. Но сейчас, с появлением всемирной паутины, думается, любой уважающей себя редакции можно и нужно: во-первых, содержать свой сайт, во-вторых, открывать там дискуссию вокруг самых интересных, еще не размещенных в газете корреспонденций. Давайте посмотрим в зеркало: журналисты давно уже перестали быть властителями дум. На самом деле, кто мы такие, чтобы безапелляционно навязывать свое мнение другим? И осознание того, что среди читателей есть более просвещенные люди и что они могут поделиться своими знаниями, своими суждениями, пойдет только на пользу газете. Как это практически осуществляется в условиях газеты «Воскресенская жизнь»? На первой полосе мы размещаем анонс материала, который выносится на обсуждение, а вместе с ним и приглашение к разговору со ссылкой на сайт. Одновременно на веб-странице под рубрикой «Обсуждаем перед публикацией/Выскажи свое мнение» вывешивается собственно сам материал. В течение недели посетители сайта его комментируют. Посты бывают разными, вплоть до взаимоисключающих. Затем и материал, и самые интересные комменты облачаются в печатные слова на страницах газеты. Кто от всего этого выигрывает? И читатель, и редакция, и автор статьи тоже, если он умеет ценить иную точку зрения. «Способы передачи информации меняются, а журналистика остается журналистикой», - говорят корифеи печатного дела. Можно сколько угодно успокаивать самих себя, что веб-сайты не скоро составят конкуренцию газетам и журналам, но факт остается фактом: мы все больше испытывают синдром интернета. А если взглянуть на происходящее с позиции читателя? Планшеты, смартфоны, интернет теперь появились даже в забытой всеми святыми Тьмутаракани. Веб-пространство покоряют и малые дети, и престарелые бабушки. Жизнь заставляет применять новые медиатехнологии, да и нас самих меняться в профессиональном отношении тоже. Современный журналист – это универсальный журналист, убеждены в редакции «ВЖ». В арсенале у него должны быть навыки корреспондента, фотографа, «верстака», видеооператора, монтажера и т.д. То есть нужно овладевать всеми смежными профессиями. Для чего? Для того, чтобы уметь представлять информацию на разных ресурсах и чтобы, в конце концов, мыслить разными форматами. А здесь – целина, непаханое поле, огромные просторы для творчества. Синдром интернета не так страшен, как его малюют. Умение мыслить разными форматами для журналиста, как прививка от этой болезни. Жизнь не стоит на месте. Впереди нас ожидает настоящее буйство информационных технологий. Очень скоро в единое целое сольются интернет и телевидение и выплеснутся во всевозможные мобильные устройства. Вероятно, изменятся и печатные издания. Они тоже должны шагнуть в веб-пространство, но не только в виде сайтов, а в виде какого-то другого, пока еще не совсем привычного, медиапродукта. Одним из прообразов его может быть «Живая газета» - теле-интернет-версия «Воскресенской жизни», которая выпускается уже второй год. В этом проекте журналисты не только рассказывают, но и показывают, как идет работа над очередным выпуском еще не вышедшего в свет номера. Отправляясь на задание, корреспондент понимает, что конечная цель – не газетная статья, что в творческой командировке ему придется с микрофоном в руке записывать стэндапы, заниматься фото- и видеосъемкой, а затем сочинять подводки для сюжетов, озвучивать их. Один за другим сотрудники редакции осваивают азы монтажа, учатся быть комментаторами, дикторами. Но это не главное. А главное то, что созданная журналистом многоформатная «болванка» информации может быть использована для телевидения, местного радио, сайта. И для газеты, разумеется, тоже. Одним выстрелом мы убиваем не одного, не двух, а трех зайцев. Вот это настоящая охота! «Живая газета» по возможности старается применять все новое, современное. Почти в каждом выпуске можно увидеть снэпшоты (легкую инфографику), поллы и экспресс-опросы жителей района, интервью с известными людьми из разных уголков страны и мира при помощи скайпа и т.д. и т.п. Нередко телевизионщики обвиняют нас в непрофессионализме, а газетчики в том, что нам больше всех надо, что не за свое дело беремся. Как же правы те и другие! Но мы же не стоим на месте, постоянно совершенствуемся, и выпуск от выпуска «Живой газеты» претензий к ней у всякого рода критиков все меньше, а интереса – больше. Остается добавить, что выходит «ЖГ» в эфире регионального телевидения и размещается на сайте «Воскресенской жизни». Все это делается опять же для него любимого. Если использовать кулинарные термины, то на первое у него – печатное издание, на второе – веб-сайт. Ну, а «Живая газета», как десерт. Словом, голодным читатель не останется. Более того, однажды вкусив все это, потом он уже вряд ли откажется от оригинальной кухни «ВЖ». И в завершение еще вот о чем, не менее важном. В последнее время кикером нашей газеты стал слоган «Жизнь - штука интересная!» Придумывать и находить что-то новое, внедрять его – это же так здорово! А если интересно журналистам, наверняка будет интересно и читателям. |
Контактная информация: | Copyright (c) 2004 |