В библиотеку
ПРОФЕССИОНАЛЫ - О ПРОФЕССИИ |
Закрытая тема: открытый разговор Наталия Скворцова, В 2008 году Нижегородский филиал Университета российской Академии образования получил грант Американского Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) на проект по созданию Центра подготовки журналистов, пишущих о проблемах людей с ограниченными возможностями. Почему именно эта проблема привлекла наше внимание? Наверное, потому, что в нашем обществе немало людей, которых она не может оставить равнодушными. Занялись мы ей еще и потому, что среди наших студентов есть молодые люди с ограниченными возможностями, для которых вопрос всеобщего и равного доступа к образованию, информации, технологиям — вопрос жизненных перспектив и самореализации. В России сложился особый социальный парадокс: инвалиды имеют больше прав и одновременно меньше реальных возможностей для их реализации. Начиная проект мы предвидели, что нас ожидают многие сложности, однако по-настоящему масштабность этой работы поняли только после того как ознакомились с исследованием, которое провела активная участница проекта, декан факультета журналистики нашего университета, журналист Ольга Янова. Тему исследования она обозначила так: «Проблемы людей с ограниченными возможностями в зеркале СМИ». «Безбарьерная среда: как сделать городскую среду доступной для инвалидов?» Об этом журналисты пишут чаще всего. Порой даже экспериментируют на себе, садясь в инвалидную коляску и отправляясь в ней путешествовать по городу. Во всех этих публикациях отмечается, что проблема решается очень медленно. Но, к сожалению, в них практически не звучит мысль о том, что, например, проекты вновь строящихся зданий, в том числе и жилых, должны проходить обязательную общественную экспертизу. «Инклюзивное образование». Эта проблема обсуждается в прессе тоже довольно часто. Анализируются разные подходы и модели, нормативно-правовое обеспечение специального образования, конкретный российский опыт, который внедряется медленно из-за неоднозначного к нему отношения в обществе и учительском сообществе. Главное же препятствие для внедрения «включенного образования» — это отсутствие в России условий для этого, то есть в конечном счете все упирается в деньги — они нужны для организации классов малой наполняемости и для специальной подготовки педагогов. «Медицинские аспекты реабилитации инвалидов». Журналисты поднимают вопросы об обеспечении их лекарствами, рассказывают о возможностях адаптивной физкультуры, таргентной терапии, канис-терапии, цветотерапии и пр. «Технические средства реабилитации инвалидов». Публикации на эту тему касаются, как правило, проблем протезирования, обеспечения автомобилями. У «автомобильной» проблемы в настоящее время появился новый аспект: содержание личного транспорта может разорить инвалидов окончательно. «Трудоустройство инвалидов». Эта тема представлена в прессе в довольно ограниченном спектре проблем. Обсуждается вопрос: как сделать так, чтобы предприятию было выгодно принимать на работу инвалидов? Квотирование рабочих мест для них не дает должного результата. «Правовая защита». Лейтмотив публикаций на эту тему: депутаты принимают законы о защите прав инвалидов, но они в большинстве своем остаются на бумаге. «Проблемы социальной адаптации детей с особыми потребностями». Эта тема звучит как набат. Государство пока не оказывает необходимой помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. Журналисты рассказывают о положительном опыте детских реабилитационных центров и интернатов, где царит аура добра, где учат мужеству. В публикациях идет разговор о том, как сделать интернаты более человечными. Встречаются заметки о жизни детей-инвалидов «у нас» и «у них» — в таких странах, как США, Канада, Швеция и т.д. Сравнения, конечно, не в пользу России. Проанализированный объем журналистских материалов позволяет сделать следующие выводы. В центральных средствах массовой информации материалов о проблемах инвалидов публикуется немного. «Большие» СМИ не горят желанием печатать такие статьи, особенно если в них нет громких разоблачительных историй или «жареных» фактов. Публикации в «Российской газете», «Известиях», «Московском комсомольце» и т.д. касаются очень ограниченного количества проблем инвалидов, в основном в них присутствует тема создания безбарьерной среды, что, безусловно, важно. Но большинство немногочисленных публикаций в центральных СМИ — это информации об изменениях и дополнениях в закон о защите прав инвалидов, о правилах обеспечения инвалидов техническими средствами. Основной же массив проблемных статей приходится на региональные и местные издания. Мало публикаций в общедоступной и массовой прессе о нарушении прав инвалидов, а также материалов, разъясняющих и комментирующих их права. Такие комментарии могли бы стать для инвалидов надежным «руководством к действию». Практически отсутствуют публикации о повседневной жизни людей с ограниченными возможностями, о том, как они интегрируются в общество, как происходит их социализация, как они учатся, работают, как преодолевают вынужденное одиночество, как создают семьи, как проводят свободное время. Впрочем, из современных российских СМИ практически исчез герой — простой человек. Авторы публикаций о проблемах людей с особыми потребностями — по преимуществу журналисты-женщины, а также руководители общественных организаций инвалидов. Для первых характерен эмоциональный накал, особенно когда речь идет о детях, и это вызывает у читателей, как правило, чувство сострадания. Вторые публикации нередко грешат категоричностью и явным присутствием легко уловимой обиды. Редкие телевизионные программы на центральных каналах телевидения, рассказывающие о домах инвалидов, нацелены прежде всего на то, чтобы вызвать у зрителей шок. Даже самых известных ведущих телевизионных ток-шоу инвалиды интересуют только как инвалиды, а не как личности. Главный вывод, который, как кажется Ольге Яновой, поможет изменить ситуацию к лучшему: внимание СМИ к проблемам людей с особыми потребностями во многом зависит от руководителей общественных организаций инвалидов, от их активного взаимодействия с прессой. х х х Вот с таким пониманием проблемы мы вступали в свой проект. Для начала провели круглый стол «Социальная интеграция студентов-инвалидов в образовательное пространство вуза (на примере образовательных учреждений США)»: привлекли к участию в нем студентов из Соединенных Штатов Америки, которые у нас обучаются по программам обмена. Потом организовали телеконференцию с американскими специалистами в области социальной журналистики «Опыт современной журналистики в США при освещении проблем людей с ограниченными возможностями» Очень важно было понять, как в других странах СМИ пишут о проблемах людей с ограниченными возможностями, как решаются этические вопросы в процессе взаимодействия журналистов с инвалидами, какова роль СМИ в социальной интеграции инвалидов в общество. Телеконференция наметила основные подходы при реализации проекта, помогла подготовиться к стажировке преподавателей нашего университета в школе социальной журналистики университета Нью-Йорка. Университет гордится своей Школой: она предназначена для людей, уже имеющих высшее образование. В школе пять основных предметов: искусство и культура; бизнес и экономика; городские события; международные события; здравоохранение и медицина. Для того чтобы поступить на медицинскую программу, не надо иметь специального образования. Но сначала нужно пройти творческие испытания: сдать экзамен на знание текущих событий, написать статью, пройти тестирование, напоминающее наш ЕГЭ, взять интервью у потенциального студента, а также представить рекомендации из учебного заведения. Система отбора сложная, а в группу по подготовке журналистов, пишущих о медицине, отбирают самых лучших. Любят любопытных студентов, думающих… Обучаются здесь три семестра — 1,5 года. Все, кто специализируется на освещении проблем здравоохранения, должны хорошо знать сложную систему медицинского страхования, уметь пользоваться специальной литературой, понимать, как окружающий мир влияет на здоровье человека (экология среды) и знать множество других вещей, важных как для здоровых людей, так и для людей с ограниченными возможностями. Практика помогает студентам в освоении сложной проблематики. Они выходят в город вместе с медицинской сестрой, ухаживающей за больными, пишут о своих впечатлениях. Позже они будут работать с пациентами — наблюдать этапы их выздоровления. Очень важно знать проблемы транспорта. Нью-Йорк в этом отношении является достаточно благополучным городом. В метро есть лифты для инвалидов, но, к сожалению, не все из них работают. Во многих других городах США общественный транспорт развит плохо. И еще — у них отличные преподаватели-практики. Мы были просто счастливы познакомиться с Барбарой Занг, которая вместе с Бет Халлер отвечала за нашу стажировку. Когда Барбара проводит занятия, всегда предлагает студентам ставить себя на место инвалидов. И раз за разом повторяет: интервью у человека надо брать в его привычных жизненных условиях, и никогда — по телефону. На каждом занятии Барбара помогает студентам найти ответы на непростые вопросы: от определения, что такое инвалидность, до вроде бы совсем непритязательного — можно ли гладить собаку-поводыря? Важно объяснять людям, куда идти со своими проблемами. Инвалидов нужно научить правильно общаться с журналистами — только тогда их смогут понять. Если журналисты проявят интерес к проблеме, тогда ей заинтересуется и общество. Стало понятно, насколько наше общество мало знает о правах человека и правах инвалидов в частности. И еще мы поняли, что ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. х х х Мы вернулись домой, переполненные впечатлениями, и уже через пару месяцев принимали у себя американских коллег — Труди Либерман, директора департамента здоровья и медицины Высшей школы журналистики университета Нью-Йорка, и Барбару Занг, профессора факультета журналистики колледжа г. Ворсестер (США), которые приехали для участия в круглых столах «Специфика подготовки журналистов, пишущих о проблемах людей с ограниченными возможностями» и «Проблемы людей с ограниченными возможностями в зеркале прессы». Вместе с ними университет принимал представителей международной образовательной медийной программы IREX, а также журналистов многих средств массовой информации города и области, представителей общественных организаций, преподавателей и студентов. Среди тем, которые мы обсуждали с нашими студентами и гостями, — характер специальных знаний, необходимых журналистам, пишущим о проблемах инвалидов; программа обучения журналистов международным стандартам и этическим нормам отражения в средствах массовой информации проблем инвалидов; проблемы детей-инвалидов в семье и обществе; международный опыт освещения этих проблем в СМИ; положение инвалидов в России и США; нарушение прав инвалидов в обществе; правовое обеспечение людей с ограниченными возможностями и т.д. И, конечно, обсуждались цели и задачи, структура и функции нашего, Центра, который таким образом начал свою работу. Теперь мы можем сказать, что Центр уже создан и осуществляет три вида деятельности: информационную, консультационную и обучающую. В рамках обучающей составляющей на факультете журналистики Нижегородского филиала Университета Российской академии образования (НФ УРАО) будет преподаваться, в частности, курс социальной журналистики, который содержит большой практический блок, — будут проводиться семинары, круглые столы, студенты смогут пообщаться с представителями различных общественных организаций, в том числе и организаций инвалидов. Кроме того, организуются курсы повышения квалификации журналистов. В рамках информационной и консультационной составляющих будут проводиться обучающие семинары, конференции, дистанционное обучение, очные и заочные консультации для журналистов и специалистов по связям с общественностью. Центр большое внимание уделяет также исследовательской составляющей. Основной целью деятельности Центра являются разработка стратегии обучения, плана обучения, учебных курсов, организация обучения, подготовка преподавателей (в том числе и их стажировки), подготовка учебных материалов и пособий, создание и поддержание электронного информационного ресурса (сайт), мониторинг СМИ, анализ научной литературы по исследуемым проблемам, организация научных конференций, телеконференций, круглых столов и другие мероприятия всероссийского и международного уровня. В наших планах — крупная международная конференция с приглашением ведущих специалистов в этой области для координации усилий по изменению стереотипов, сложившихся в обществе по отношению к инвалидам. Совсем недавно Труди Либерман, которая помогает нам в реализации проекта, сообщила, что Университет Нью-Йорка планирует создать у себя аналогичный центр с целью активного сотрудничества с нашим университетом в деле обучения журналистов. |
Контактная информация: | Copyright (c) 2004 |