На нашем сайте публикуются самые интересные статьи из журнала "Журналистика и медиарынок" Читать статьи...
Сексизм в СМИ: пути преодоления стереотипов
- Гендер?! Сама не пойду и журналистов не пущу! Нам не до вашего феминизма: выживать надо!
Это дословная цитата руководителя одного из Саратовских СМИ – ответ на наше приглашение принять участие в мероприятиях по проекту. Экспрессивный ответ, в котором полная путаница – терминов, представлений об ответственности и миссии СМИ и бизнесе в них.
Ответ принадлежит женщине, но это в данном случае дело не меняет. Мужчины – руководители СМИ – не столь откровенны по форме высказывания, но результат одинаков. С неприятием, недоверием и скепсисом сталкивались мы постоянно.
Дискриминация по признаку пола – сексизм – часто встречается в саратовских СМИ, которые излишне политизированы, многие из них ангажированы властью, крупным бизнесом, отдельными политиками, корпорациями. Вникать в мало понятную, неразработанную тему гендерного равенства нет резона таким СМИ – хозяин или заказчик требует «печь пироги» с другой начинкой. Поэтому появляются такие, например, дискриминирующие «перлы»: «победит на местных выборах в этом округе кто угодно, только не женщина и не коммунист». Алогизм агрессивного невежества – «не знаю и знать не хочу!», «этого не может быть, потому что не может быть никогда!» - заставил нас изменить тактику. Много времени потратили на индивидуальную работу с редакторами и отдельными журналистами. Пришлось устраивать «ликбез», разъяснять, приводить примеры из отечественной истории и зарубежного опыта. И уже в ходе подготовки к первому мероприятию – заседанию за круглым столом – постарались сделать его максимально полезным.
Журналист в поисках информации часто оказывается эмоционально, личностно выключенным из процесса, свидетелем или участником которого он является – здесь и сейчас. Что может сделать его активным соучастником действа? При соблюдении некоторых обязательных условий: если ему будет интересно, если происходящее заденет его профессиональные струны, если ему предложить иную модель информационного взаимодействия. Исключить пассивность могут диалоговая форма общения, полное отсутствие назидательности, современные обучающие технологии. Все это по нашему замыслу, даст возможность войти в тему и «разжечь» профессиональный инстинкт, то есть повысить у журналистов мотивацию сказать своим читателям и о том так, о чем никто так доступно и интересно не говорил.
Все мероприятия по реализации проекта мы организовывали так, чтобы в них участвовали, кроме журналистов, лидеры общественных организаций, имеющих женскую или ярко выраженную социальную, правозащитную направленность. В этом сборнике представлены тезисы их выступлений, хочу только пояснить, что для журналистов мы создали условия для непосредственного общения с лидерами. Наши встречи были построены в формах диалога, порой дискуссии, пресс-конференций. Персоны – источники информации с ярко выраженными личностными качествами – имели уникальную возможность личного контакта с журналистами.
Наша цель заключалась в том, чтобы изменить сложившиеся стереотипы в СМИ в освещении темы гендерного равенства. Мы на конкретных разборах текстов, работая в группах, делали проекцию существующего гендерного изображения в представленных для анализа текстах и моделировали схему, идеальную с точки зрения права, морали, нравственности, реалий, профессиональной этики.
Высокий уровень семинаров-тренингов обеспечили наши партнеры – ученые факультета филологии и журналистики Саратовского государственного университета под руководством профессора Валерия Владимировича Прозорова и специалисты кафедры антропологии и социальной жизни Саратовского государственного технического университета, возглавляемой профессором Еленой Смирновой-Ярской. Опыт взаимодействия с журналистами, в том числе зарубежный, богатый исследовательский материал по гендерному равенству помогли нашим коллегам применять современные интерактивные формы обучения, максимально соединить теорию (представление о гендере в историческом развитии) и дать возможность на конкретных фактах (публикации в СМИ) критически оценить их.
Чем опасны стереотипы вообще и в средствах массовой информации в частности? Любое клише – это тиражированная «не жизнь», закрепленные в сознании подсказки, переданные через увеличительное стекло некие общие для данного явления черты. В журналистике стереотипы мешают поискам истины и правды жизни, останавливают профессиональное развитие. Стереотипы – социально опасное явление. Они мешают людям стать гражданами, снижают их социальную активность, порождают неверие в свои силы. Что, например, сделали со всеми нами порожденные, в том числе и средствами массовой информации, стереотипы распределения гендерных ролей в российском обществе? Уж коли женщина предназначена самой природой (предрассудок №1) на роль матери, жены, хранительницы очага, то лишь мужчина способен выполнять роль лидера, обустраивающего социальную жизнь – законотворца, управленца, защитника. Стереотип настолько сильно изменил сознание людей, что они даже не делают попытку «пустить» в большую политику женщину. Много раз ошибались в выборе, ставя на мужчину, и ни одной попытки дать шанс женщине.
Мы пытались вместе с саратовскими журналистами посмотреть критически на стереотипное распределение гендерных ролей, понять корни искаженных представлений. Экскурс в историю феминистского движения, достижения на законодательном уровне гендерного равноправия, соотнесение с реалиями российской жизни естественным путем подвигали нас пересмотреть собственные взгляды на проблему. Увы, результаты опросов, которые мы проводили с разными группами журналистов и в особенности отчет с занятия в фокус-группе показали: журналистская среда находится, как и все общество, во власти стереотипов.
Но теперь есть надежда и даже уверенность в том, что процесс переосмысления, отказа от штампов пошел! Думаю, что наша установка на реальное отображение жизни, отказ от искажения фактов и вольных комментариев, углубляющих отход от реальности, сыграют свою роль в творческом поиске саратовских журналистов.
С большой пользой прошел семинар «Языковые штампы как отображение заблуждений в области гендерного равенства. Мифотворчество и реалии». Его вела профессор факультета филологии и журналистики СГУ Ольга Борисовна Сиротинина – уникальный специалист в области языковедения, член президентской комиссии по русскому языку. Для всех участников семинара она или бывший преподаватель, или ученый с мировым именем, по книгам которого учатся студенты, будущие журналисты.
Многие годы Ольга Борисовна собирает газетные «ляпы», связанные с языковым отражением гендерных асимметрий. Совершенно недопустимо, считает она, подчеркивание пола путем применения уменьшительно-ироничных суффиксов (хотя как суффикс может быть «ироничным» - это мы, применяя его, выражаем свое отношение к субъекту). Все эти «директриса», «поэтесса», «генеральша» совершенно не к месту и не в контексте написанного дают посыл сознанию: если женщина – знамо, какой она поэт, директор и т. д.
Семинар по языку проходил после тренингов, на которых мы давали журналистам представление о гендерных асимметриях российского общества и их отражении в саратовских СМИ, о фактах дискриминации по признаку пола. Новые знания хорошо были восприняты журналистами, и мы не ожидали так много публикаций именно на тему языковых штампов.
Одним из наших достижений в ходе событий по проекту стало и изменение ощущения журналистами себя в профессии. Я бы сказала, они стали строже относиться к себе, меньше позволять себе экспрессивных комментариев, опережающих описание фактов. Безусловно, подвигли их на это не только тренинги, в которых надо было проявить свой уровень профессионализма (который, конечно, был не одинаков, но на то и учеба, чтобы учиться!).
Оказалось чрезвычайно важным само общение с нашими «героями» - так мы, организаторы, называли между собой приглашаемых на мероприятия персон. Уполномоченный по правам человека Нина Федоровна Лукашова – сильный юрист, защищающий права граждан, в том числе женщин, детей, семьи – рассказала о своем опыте взаимодействия со СМИ. В нем не только плюсы, но и бывали непонимание, равнодушие, формализм со стороны некоторых журналистов.
Моментом истины для журналистов стали откровения Валентины Михайловны Бобровой, которая много лет была единственной женщиной в правительстве области, областной думе. У нее сформировался собственный «кодекс» пребывания в достаточно агрессивной среде: там, где мужчине простят ошибку, незнание, необходимо быть на прядок информированнее, корректнее, собраннее.
С неожиданной стороны увидели журналисты Наталью Александровну Королькову, лидера общественной организации «За трезвость и здоровье». Трибун, лидер, Афина Паллада позволила себе очень личный монолог о любви, семейных ценностей, необходимости раздельного воспитания мальчиков и девочек.
Такое общение для журналистов – хлеб профессии. Возможность отразить не только факты, внешнюю сторону жизни, но и понять внутренние мотивы, суть такого явления как женское лидерство – значит окончательно отказаться от давлеющих над нами стереотипов, чтобы убедительно показать жизнь во всем богатстве ее красок и оттенков.
И еще от одного – не гендерного, но профессионального – стереотипа мы отказались: от болезни всезнайства и всемогущества (от слов «все могу!»). Стали чуточку ответственнее, ибо на практике узнали, как больно наше слово может отозваться. Мы становимся строже к себе: как оказалось, наши ошибки и нежелание думать формируют общественное мнение, порой далекое от жизненных реалий. Таким образом, надеюсь, мы стали ближе к своим читателям, доверием которых дорожим.
Мы стали чуточку ближе к процессам укрепляющим международную солидарность журналистов. Многие наши зарубежные коллеги, активно включив механизм саморегулирования и общественного контроля, успешно преодолевают гендерные асимметрии. Они включают пункты о соблюдении гендерного равенства в свои национальные кодексы профессиональной этики и следуют им, например, американские журналисты. В кодексе российского журналиста, принятом в 1994 году Конгрессом российских СМИ также запрещена дискриминация по признаку пола, наряду с дискриминацией по расовой, национальной принадлежности. Но мы еще далеки от пунктуального, последовательного следования этим правилам. Не отказавшись от старых представлений о распределении гендерных ролей, наши СМИ родили новый: женщина-супер, успешная везде и во всем, безжалостная акула бизнеса.
Мы говорим «спасибо» Канадскому фонду Гендерного равенства, благодаря финансовой поддержке которого могли воплотиться наши идеи оказать позитивное влияние на изменение сложившихся стереотипов в российском обществе и в средствах массовой информации. Мы не считаем конструктивными дебаты о том, надо ли российским НКО получать финансовую поддержку от зарубежных фондов. Безусловно надо – тем российским НКО которые работают на созидание и от тех зарубежных фондов, которые готовы поддержать позитивные процессы в России. Мы реализовали проект, защищающий общегуманитарные ценности. Мы работали на достижение в нашем обществе доверия, согласия, понимания. Мы хотим, чтобы российские СМИ стали достовернее, наши журналисты отражали правду жизни, чтобы они развивались в контексте международных договоренностей и правил.
Одна из целей наступившего тысячелетия, провозглашенных ООН и поддержанных Россией, является достижение гендерного равенства. Среди других целей – поддержка молодежи, искоренение нищеты, бедности, терроризма и распространение особо опасных болезней. Усилий только правительств мало. Без вовлечения женщин в эти процессы проблематично достичь этих целей. Активное вовлечение граждан в защиту общечеловеческих ценностей - решающий фактор достижения этих целей. Средства массовой информации должны осознавать свою роль и ответственность.